Архив блога

четверг, 4 апреля 2013 г.

Самостоятельная работа студентов на уроке английского языка

Самостоятельная работа студентов на уроке английского языка


Процесс познания -  это активный процесс, в ходе которого должно происходить переосмысление по ряду вопросов, а также реконструирование его составляющих. Ключевыми концептами в данном случае выступает: эффективность учения и планирование собственной деятельности, интеграция знаний, рефлексия и самооценивание. Все это имеет непосредственное отношение к уровню автономии учащихся.
Что же такое эффективность учения, эффективность процесса познания? Как связана она с моей темой «Самостоятельная работа студентов на уроке»?
Эффективность урока как процесса учения познания зависит от многих факторов. Это и различные элементы или этапы урока, это атмосфера общения на уроке, это сама фигура педагога на уроке, ведь от него многое зависит.
Что касается моего предмета, то любой урок иностранного языка, его эффективность напрямую зависит от атмосферы на уроке, что во многом достигается при помощи собственно оргмомента.
Оргмомент можно провести по-разному. Чтобы начало урока было интересным, чтобы вовлечь студентов в деятельность на иностранном языке, необходимо много выдумки, изобретательности.
Как дела? Как здоровье? Вы хорошо спали? Скоро праздник? Посоветуйте мне, где можно купить, что можно подарить к….? А как поживает ваша семья? Какой сегодня день? И т.д.
Вот такой оргмомент,  отношения на равных, обмен своими впечатлениями, рассказы о каких-то проблемах создают, способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата на уроке.
Далее. Чтобы урок был эффективным, педагогу необходимо сочетать различные формы и методы работы, следить за тем, чтобы материал урока был интересным для студентов, постараться вызвать интерес к обсуждаемой проблеме, дать учащимся возможность сопоставить свой жизненный опыт с аналогичным опытом их сверстников из зарубежных стран, вызвать желание заниматься самостоятельной работой по предмету, обеспечить социализацию и персонализацию.
Например, на 2 курсе  тема «Моя профессия» студенты знакомятся с текстами об образовании в СК и США. Затем в конце темы отвечают на тесты, то есть пропускают его через себя, оценивают свои возможности и способности, и как результат, сравнивают свой выбор профессии с тем выбором в тесте.
На 3 курсе при изучении культуры стран изучаемого языка студенты знакомятся со знаменитыми музеями, галереями, театрами мира. Это очень интересно, особенно для студентов соответствующих специализаций, расширяет их кругозор, восприятие мира.
По моему мнению, эффективность урока во многом зависит от организации преподавателем самостоятельной работы на уроке.
Часть учителей сетуют на то, что тратят огромное количество времени и энергетических усилий на подготовку и проведение занятий, а результаты бывают  неутешительными. Это из-за того, что учитель является центральной фигурой, а учащиеся, даже изначально мотивируемые к учению, оказываются лишь пассивными исполнителями его воли, подчиняются его логике, и следовательно, всю ответственность за процесс обучения  и его результаты возлагают на самого преподавателя. В классической схеме взаимодействия учителя и учеников на уроке только учитель:
- обладает всей полнотой информации о программе, содержании обучения, характере контроля;
- является главным  источником знаний;
- отвечает за работу учащихся на уроке;
- обладает привилегией оценивать результаты.
Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо для педагога:
- отказаться от роли единственного источника информации;
- выступать в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
- обеспечивать необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
- стимулировать умения в само/взаимоконтроле достигнутых результатов.
Таким образом, самостоятельная работа студентов – это активный метод обучения, очень эффективный метод.
Цель работы здесь – побуждающий мотив для самостоятельный работы.
Каковы же особенности самостоятельной работы?
Самые главные:
- узнать как можно больше нового;
- проявить самостоятельность без посторонней помощи.
У самостоятельной работы есть ряд и других особенностей. Студенты сами могут:
1) выполнить задание в соответствии с поставленной целью;
2) осуществить контроль за своей работой (саморегуляция).
Студент может обращаться в процессе работы к словарю, таблице, известным фактам, что позволит ему мысленно сформулировать ответ, то есть тем самым осуществляет исполнительские и контрольные функции.
3) оценочная деятельность, то есть может быть оценена или преподавателем, или количеством студентов, или и тем, и другим.
Самостоятельная работа всегда завершается определенными выводами, которых студент достигает самостоятельно. В этом особая ценность самостоятельной работы, проявляется достигнутый им уровень знаний.
Что необходимо для организации саморегуляции самостоятельной работы:
1)    Необходимы средства для осуществления работы.
Прежде всего это тексты, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно.
Пример: работа с текстом «Британский музей». Студенты читают текст с помощью словаря. Понимание текста достигается с помощью дифференцированных заданий. Более сильным учащимся дается задание составить самостоятельно тест по данному тексту, остальные отвечают на вопросы или занимаются поиском информации по данным опорам.
Или урок-лекция (4 курс, «Знаменитые имена»). Здесь прежде всего практикуется аудирование (то есть восприятие на слух информации на иностранном языке). Студенты слушают текст, затем с помощью опорного конспекта записывают краткое содержание прослушанного, используя опорные слова, данные на доске.
Для урока – лекции используется информативный, интересный материал. Такая форма урока приучает студента вдумчиво слушать учителя, выделять самое главное из услышанного, делать необходимые записи и пометки.
2)    В самостоятельной работе студентов можно использовать задания творческого характера. Это прежде всего метод проекта, который предполагает разработку замысла, идеи, условий их реализации.
Этот метод используется в групповой работе, где студенты самостоятельно занимаются поиском информации, распределяют свои функции, задачи, разрабатывают свой собственный проект, который является результатом усилий целой группы.
Например: тема «Путешествие». Студенты определяют конечную цель своего путешествия, маршрут, средства передвижения, количество денег, необходимых для путешествия, что они возьмут с собой. Попутно повторяется речевой материал тем «Одежда. Продукты. Покупки».
Для повышения качества обучения могут быть использованы:
- дидактические средства ( документы, анкеты, опорные тексты, фильмы, аудиозаписи)
- карточки как для индивидуальной работы, так и для коллективных видов деятельности.
В индивидуальной самостоятельной работе возрастает роль самого студента в выполнении задания, появляется возможность сотрудничества студента  и преподавателя. Такая работа приемлема как для слабых студентов (не обладающих высоким уровнем знаний), так и для сильных.